МОУ "СОШ №13" г. Воркуты
Республика Коми, город Воркута, ул. Суворова 25а
  • Профилактика психоактивных веществ

    Самоубийства и депрессия

     

     

       Одной из важных медико-социальных проблем современного общества Всемирная Организация Здравоохранения выделяет проблему самоубийств. Во многих странах самоубийства находятся среди первых 10 причин смертности, а среди подростков и юношеского населения занимают третье место. Ежегодно, от собственной руки умирает около полумиллиона людей, причем эти данные, несомненно, преуменьшены.

       

       Только за последнее десятилетие в России отмечено увеличение распространенности самоубийств до 45-56 случаев на 100 тыс. населения в год, а в отдельных регионах и группах населения – до 90 и более, что сочетается с параллельным возрастанием частоты депрессивных состояний и злоупотребления алкоголем

     

       Депрессия - причина 70% всех совершенных самоубийств. Многие авторы сходятся во мнениях, что  большое число самоубийств, которое мы имеем, связано с неадекватным лечением депрессии. Депрессивные расстройства, в свою очередь, являются одним из наиболее часто встречающихся психопатологических состояний. Приблизительно каждый десятый житель планеты переносит на протяжении своей жизни депрессию, а у каждого двадцатого оно повторяется.

     

       Таким образом, для профилактики самоубийств, необходимо раннее проведение адекватных диагностических мероприятий с целью своевременного выявления и лечения депрессивных расстройств.


    Путь к Выздоровлению

    Употребление многих псиоактивных веществ может быть привлекательным.

    Но Вы уже знаете, что оно влечет за собой.
    Кто делает выбор? - Родители? Друзья? - А, может Вы сами?
    Способны ли ВЫ сказать "НЕТ", даже когда это трудно?

    Только ВЫ сами можете позаботиться о себе,
    если ВЫ действительно этого хотите!

    Итак, вывод очевиден:
    Если в результате употребления ПАВ у человека появляются проблемы в любой из сфер жизни (тело, разум, эмоции, душа, отношения с людьми), и если человек не может прекратить употребление или прекращает, но "срывается" - это ЗАВИСИМОСТЬ.

    Зависимость - это болезнь.
    Болезнь хроническая, прогрессирующая, смертельная.
    Тем не менее, выздоровление возможно.

    Выздоровление - сложный, долговременный, иногда болезненный процесс, первым шагом и основным условием которого является: ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ.

    Если Вам или Вашим близким нужна помощь, знайте, что Вы не одиноки.

    Наркомания

     

    Наркомания-страшное слово, ассоциирующееся в сознании россиян с грязными притонами,одноразовыми шприцами многоразового использования и опустившимися людьми,доведших свою жизнь до кошмара.

    Наркомания и наркотики для большинства российских граждан понятия отдаленные, которые в общем то, не касающиеся их жизни и никогда не коснутся, происходят где-то и с кем то.Но так ли обстоят дела на самом деле? Неопределенность представлений о самой нетрадиционности наркомании, сущности реальных механизмов противодействия ей подкрепляется зачастую распространенными в общественной среде мифами:

    Миф первый - "Меня это не коснется".

    Общественное сознание в этом смысле очень сложно изменить в условиях кризиса. Но даже если наркомания не коснется непосредственно вашей семьи, она все равно вас затронет: наркоманы берут деньги из "кошельков" наших знакомых и незнакомых нам сограждан, воруют, грабят, угоняют машины. В состоянии наркотического голода наркозависимый человек ведет себя неадекватно и способен на любое преступление. Эта проблема касается всех, независимо от статуса и материального положения;

    Миф второй

    Наиболее губительный - уверенность отдельного молодого человека в том, что именно он никогда не станет наркоманом, даже если иногда будет пробовать запрещенный законом наркотик. Начинающие думают примерно так: я буду пробовать героин раз в месяц, и со мной ничего не произойдет. Но они ошибаются. Наркотик затягивает. Потребность в "допинге" неуклонно растет. И чем больше героиновый стаж, тем меньше у молодого человека шансов вернуться к жизни, свободной от наркотиков.

    Статистика - вещь упрямая, а она сегодня говорит следующее: в России за последние 10 лет численность больных наркоманией только среди молодежи возросла в 17 раз . По своему характеру проблема наркомании вышла за пределы чисто медицинской или правоохранительной проблемы и приобрела характер социальной, гуманистической проблемы. Наркотизацию следует рассматривать и как угрозу "внутренней безопасности России в социальной сфере" , и как социально-опасное явление распространения наркотических средств, применяемых в немедицинских целях, представляющих угрозу для здоровья и благосостояния граждан и оказывающих пагубное влияние на экономические, политические, культурные основы общества.

    Неуклонное осложнение наркоситуации подчеркивает тот факт, что в последние годы в России по-прежнему сохраняются основные негативные тенденции ее развития. По экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, составляет 3-3,5 млн человек, большинство из которых - потребители наркотиков опийной группы.

    Уровень распространенности наркомании среди подростков сохраняет свои угрожающие масштабы. По официальным данным за 10 лет (90-е годы ХХ в.) показатель болезненности наркоманией увеличился в 14,8 раза, злоупотребления наркотиков - в 4,5 раза. Его пик пришелся на 2000 г. - 123,9 больных на 100 тыс. подросткового населения. Центром социологических исследований Минобразования России отмечается, что информированность о наркотиках высока даже среди тех подростков, которые никогда их не пробовали. В ходе опросов (2000 г.) молодыми людьми названы более 100 наименований наркотических средств и психотропных веществ, действие которых они испытали на себе либо слышали о них.

    У учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ выявлены дефицит информированности , знаний и навыков для противодействия провоцирующим к потреблению наркотиков влияние дискотек, ночных клубов и некоторых средств массовой информации. Досуг и потребление наркотиков стали формой наркокультуры.

    Возраст, с которого начинается злоупотребление наркотиками, за период с 1991 г. снизился на 6 лет (с 17,6 до 11,3 лет). Доля потребляющих наркотики или пробовавших их хотя бы один раз среди подростков и молодежи в возрасте 12-22 лет - 44,8%, то есть примерно 4,9 млн человек.

    На сегодняшний день, по мнению социологов, среди подростков и молодежи в возрасте 12-22 лет, проживающих в областных, республиканских, краевых центрах и в мегаполисах, 55,2% 22,6% (примерно 2,5 млн человек) пробовали наркотики 1-3 раза; они не входят в "группу риска", но требуют внимания и профилактической работы;

    14,3% (примерно 1,6 млн человек) потребляют наркотики не чаще 1 раза в неделю и не реже 1 раза в две недели; они входят в "группу риска", хотя еще не являются наркозависимыми, для которых требуется лечение;

    7,9% (0,9 млн человек) потребляют наркотики ежедневно либо через день и являются наркозависимыми, в связи с чем их нужно лечить.

    Специалисты в области лечения и профилактики наркомании НФ "Здоровая Страна" считают, что Наркоманию по праву можно назвать проблемой последнего тысячелетия. Сегодня существует множество клиник для лечения зависимости, написано много книг, снимаются фильмы, собираются круглые столы. Но ни для кого не секрет, что из 10 только 2 человека возвращаются к трезвой жизни, остальные либо погибают, либо сходят с ума. Поэтому здесь, как нигде важнейшую роль играет профилактика.

    Во всем мире существуют программы профилактики в школах , начиная с первых дней учебы ребенок становится участником таких программ, у нас к сожалению еще не пришли к этому. Но даже там, где эти программы работают, активное участие в профилактике принимает семья. Ведь по сути своей не имеет особого значения то, что ребенок узнает в школе, если это не соответствует тому, что происходит у него дома. Когда беда уже пришла, ребенок стал наркоманом, родители приходят к специалистам и начинают обвинять государство, его политику и бездействие. А ведь именно в семье как правило и создаются все условия для наркотизации.

    Как не попасть в наркотическую ловушку, как уберечь подрастающее поколение от этого страшного недуга, что делать, если проблема уже возникла, где приобрести необходимые знания, как привлечь специалистов в свою организацию для профилактики наркомании, провести акцию против наркотиков или приобрести необходимую литературу, ответ на эти и другие вопросы можно получить на страницах сайта НФ "Здоровая Страна" или позвонить по телефону горячей линии 220-7494

    Специалисты НФ Здоровая Страна проводят бесплатные леции по вопросам, связанным с профилактикой наркомании и алкоголизма, лечением, реабилитацией и социальной адаптации людей, страдающими этими заболеваниями.По всем вопросам обращайтесь по тел. 166-05-13, 166-52-15 (c 10 до 17).

    Наркомания

    Наркомания-страшное слово, ассоциирующееся в сознании россиян с грязными притонами,одноразовыми шприцами многоразового использования и опустившимися людьми,доведших свою жизнь до кошмара.

    Наркомания и наркотики для большинства российских граждан понятия отдаленные, которые в общем то, не касающиеся их жизни и никогда не коснутся, происходят где-то и с кем то.Но так ли обстоят дела на самом деле? Неопределенность представлений о самой нетрадиционности наркомании, сущности реальных механизмов противодействия ей подкрепляется зачастую распространенными в общественной среде мифами:

    Миф первый - "Меня это не коснется".

    Общественное сознание в этом смысле очень сложно изменить в условиях кризиса. Но даже если наркомания не коснется непосредственно вашей семьи, она все равно вас затронет: наркоманы берут деньги из "кошельков" наших знакомых и незнакомых нам сограждан, воруют, грабят, угоняют машины. В состоянии наркотического голода наркозависимый человек ведет себя неадекватно и способен на любое преступление. Эта проблема касается всех, независимо от статуса и материального положения;

    Миф второй

    Наиболее губительный - уверенность отдельного молодого человека в том, что именно он никогда не станет наркоманом, даже если иногда будет пробовать запрещенный законом наркотик. Начинающие думают примерно так: я буду пробовать героин раз в месяц, и со мной ничего не произойдет. Но они ошибаются. Наркотик затягивает. Потребность в "допинге" неуклонно растет. И чем больше героиновый стаж, тем меньше у молодого человека шансов вернуться к жизни, свободной от наркотиков.

    Статистика - вещь упрямая, а она сегодня говорит следующее: в России за последние 10 лет численность больных наркоманией только среди молодежи возросла в 17 раз . По своему характеру проблема наркомании вышла за пределы чисто медицинской или правоохранительной проблемы и приобрела характер социальной, гуманистической проблемы. Наркотизацию следует рассматривать и как угрозу "внутренней безопасности России в социальной сфере" , и как социально-опасное явление распространения наркотических средств, применяемых в немедицинских целях, представляющих угрозу для здоровья и благосостояния граждан и оказывающих пагубное влияние на экономические, политические, культурные основы общества.

    Неуклонное осложнение наркоситуации подчеркивает тот факт, что в последние годы в России по-прежнему сохраняются основные негативные тенденции ее развития. По экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, составляет 3-3,5 млн человек, большинство из которых - потребители наркотиков опийной группы.

    Уровень распространенности наркомании среди подростков сохраняет свои угрожающие масштабы. По официальным данным за 10 лет (90-е годы ХХ в.) показатель болезненности наркоманией увеличился в 14,8 раза, злоупотребления наркотиков - в 4,5 раза. Его пик пришелся на 2000 г. - 123,9 больных на 100 тыс. подросткового населения. Центром социологических исследований Минобразования России отмечается, что информированность о наркотиках высока даже среди тех подростков, которые никогда их не пробовали. В ходе опросов (2000 г.) молодыми людьми названы более 100 наименований наркотических средств и психотропных веществ, действие которых они испытали на себе либо слышали о них.

    У учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ выявлены дефицит информированности , знаний и навыков для противодействия провоцирующим к потреблению наркотиков влияние дискотек, ночных клубов и некоторых средств массовой информации. Досуг и потребление наркотиков стали формой наркокультуры.

    Возраст, с которого начинается злоупотребление наркотиками, за период с 1991 г. снизился на 6 лет (с 17,6 до 11,3 лет). Доля потребляющих наркотики или пробовавших их хотя бы один раз среди подростков и молодежи в возрасте 12-22 лет - 44,8%, то есть примерно 4,9 млн человек.

    На сегодняшний день, по мнению социологов, среди подростков и молодежи в возрасте 12-22 лет, проживающих в областных, республиканских, краевых центрах и в мегаполисах, 55,2% 22,6% (примерно 2,5 млн человек) пробовали наркотики 1-3 раза; они не входят в "группу риска", но требуют внимания и профилактической работы;

    14,3% (примерно 1,6 млн человек) потребляют наркотики не чаще 1 раза в неделю и не реже 1 раза в две недели; они входят в "группу риска", хотя еще не являются наркозависимыми, для которых требуется лечение;

    7,9% (0,9 млн человек) потребляют наркотики ежедневно либо через день и являются наркозависимыми, в связи с чем их нужно лечить.

    Специалисты в области лечения и профилактики наркомании НФ "Здоровая Страна" считают, что Наркоманию по праву можно назвать проблемой последнего тысячелетия. Сегодня существует множество клиник для лечения зависимости, написано много книг, снимаются фильмы, собираются круглые столы. Но ни для кого не секрет, что из 10 только 2 человека возвращаются к трезвой жизни, остальные либо погибают, либо сходят с ума. Поэтому здесь, как нигде важнейшую роль играет профилактика.

    Во всем мире существуют программы профилактики в школах , начиная с первых дней учебы ребенок становится участником таких программ, у нас к сожалению еще не пришли к этому. Но даже там, где эти программы работают, активное участие в профилактике принимает семья. Ведь по сути своей не имеет особого значения то, что ребенок узнает в школе, если это не соответствует тому, что происходит у него дома. Когда беда уже пришла, ребенок стал наркоманом, родители приходят к специалистам и начинают обвинять государство, его политику и бездействие. А ведь именно в семье как правило и создаются все условия для наркотизации.

    Как не попасть в наркотическую ловушку, как уберечь подрастающее поколение от этого страшного недуга, что делать, если проблема уже возникла, где приобрести необходимые знания, как привлечь специалистов в свою организацию для профилактики наркомании, провести акцию против наркотиков или приобрести необходимую литературу, ответ на эти и другие вопросы можно получить на страницах сайта НФ "Здоровая Страна" или позвонить по телефону горячей линии 220-7494

    Специалисты НФ Здоровая Страна проводят бесплатные леции по вопросам, связанным с профилактикой наркомании и алкоголизма, лечением, реабилитацией и социальной адаптации людей, страдающими этими заболеваниями.По всем вопросам обращайтесь по тел. 166-05-13, 166-52-15 (c 10 до 17).

    Сценарии привлечения к потреблению наркотиков (В. Алферов)

    Подростка, не обладающего четкой психической установкой на безусловное отвержение наркотиков, сравнительно легко вовлечь в наркоманию.

    Для этого используются все способы: разжечь любопытство хвастовством, вызвать зависть к опыту первопроходца, снискавшего авторитет бывалого парня; разжечь желание жить чрезвычайной, а не серой" жизнью; использовать явление конформизма, стадного чувства"; припереть к стенке поставить в безвыходное положение перед угрозой утраты большой дружбы или любви (психологический шантаж); незаметно подсыпать наркотик в еду или напиток и, наконец, в крайнем случае, насильно посадить на иглу", на цепь наркотической зависимости".

    Способы вовлечения подростков и молодежи в наркоманию весьма разнообразны. Исследователи отмечают, что никто из подростков, начавших потреблять наркотики, не задумывается о возможности стать от них зависимым. Все они либо удовлетворяют собственное любопытство ( А ну-ка, проверим что такое галлюцинации?", А ну-ка, правда ли, что наркотики дают наслаждение?"), либо пробуют наркотики в угоду уважаемой ими компании. Первые шаги в наркоманию подростки осуществляют с намерением лишь однократного употребления, но обстоятельства складываются так, что аналогичные ситуации повторяются и подросток попадает в наркотическое рабство.

    Существует множество сценариев вовлечения в наркотизацию. Вниманию подростков, молодежи и родителей предлагаются в кратком изложении варианты таких сценариев, которые, по нашим данным, получили наибольшее распространение.

    Хвастовство и зависть"

    Друзья подростка неоднократно и взахлеб хвастали, что накануне вечером очень славно провели время: собрались на квартире одного из старших товарищей и кроме обычных развлечений курили травку". Было как никогда весело. Воображение рисует подростку весьма заманчивые картины развлечений. Любопытство и зависть берут свое, и он принимает предложение присоединиться к компании.

    Дружеская шутка"

    Друг подростка вместо обычных сигарет, которые у них принято курить, предлагает ему импортные, от которых у подростка возникают неведомые ранее ощущения и беспричинный смех. Друг раскрывает смысл шутки и сообщает, что сигареты были с марихуаной. Первый нежданно-негаданно приобретенный наркотический опыт побуждает подростка к повторению приятных ощущений.

    Дружеский шантаж"

    Компания авторитетных друзей подростка предлагает ему попробовать марихуану, которую члены этой компании сами курят.

    Друзья подстрекают его словами: Не будь трусом", Ты что, слабак?". Ситуация усугубляется присутствием в компании симпатичной девушки. Подростку приходится уступить.

    В угаре пьяном..."

    Первая проба наркотиков происходит в хмельной компании, когда возбужденный и утративший настороженность подросток (пьяному море по колено) без всякого нажима со стороны окружающих залихватски соглашается курить марихуану.

    Амурный шантаж"

    Наркотик предлагается девушке парнем, в которого она влюблена. Парень шантажирует ее, говоря, что их дальнейшие отношения возможны, только если она вместе с ним будет курить марихуану. Если в момент наркотического совращения девушка находится в состоянии легкого алкогольного опьянения, она легче поддается на такой шантаж.

    Затейница Елена"

    У Гомера в Одиссее" изложен эпизод: Елена, пожелавшая поднять настроение у загрустившей компании, тайно прибавляет к вину сок мака, полученный ею от египетской царицы Полидамны.

    НЭПовский метод"

    Стремясь добиться сексуальной взаимности от своей неприступной девушки, парень устраивает внеочередной день рождения. Угощает алкогольным напитком с подмешанным в него кокаином и вскоре получает от пришедшей в должное состояние девушки требующееся. В другой раз этот сценарий опять повторяется. Метод известен еще со времен НЭПа.

    Веселая конфетка"

    Аналогичен предыдущему: вместо напитка угощают конфетой, в которую введен наркотик.

    Наркомафиозный шантаж"

    Ситуация аналогична случаю Дружеский шантаж". Разница в том, что друг (друзья) оказывается агентом наркомафии, сбытчиком наркотиков, формирующим себе группу клиентов-заказчиков, группу потребителей. В этом случае вербовка происходит постепенно: сначала учат курить табак, затем пить пиво, далее вино, водку; потом курить марихуану и другие продукты из конопли, затем употреблять стимуляторы: амфетамин, экстази, кокаин; затем меняют метод введения наркотика (переводят клиента" на шприцевые инъекции); после чего для инъекций предлагается морфин, героин и другие тяжелые" наркотики.

    Восточная торговля"

    В странах Ближнего Востока и Африки иностранцам не рекомендуется покупать продукты питания в уличных и рыночных киосках, палатках и с рук. Там в продукты подмешивают наркотики формируют контингент склонных к наркотикам лиц, а следовательно и рынок сбыта.

    Посадить на иглу"

    Морально устойчивых и отвергающих наркотики подростков, особенно девушек, стремятся завлечь в компанию своих". Там, как правило после выпивки, жертву удерживают за руки и за ноги и вводят ей наркотик шприцем. Процедура значительно облегчается, если жертва находится в состоянии сильного алкогольного или лекарственного опьянения (снотворное подмешано в вино), а тем более если она в беспамятстве.

    Японская вербовка"

    Сообщалось в прессе о применении этого метода в Японии. Но он интернационален, не имеет родины и применяется мафией везде, где необходимы девушки для публичных домов. Если девушка не принимает приглашение поступить на такую работу, ее отслеживают на другой день на улице. Подъезжает легковой автомобиль, два хорошо одетых парня выходят из него, аккуратно хватают девушку под руки, насильно усаживают в автомобиль и увозят. На ходу ей делают насильственную инъекцию большую дозу наркотика, и она засыпает. После признаков начала пробуждения девушке вводят большую дозу наркотика, от которой она теряет сознание. Потом при признаках пробуждения вновь вводят подобную дозу. В течение недели длится этот беспробудный сон и наркотическая перестройка нервной системы. Затем девушку отпускают, объяснив, что она стала наркоманкой и всегда может получать здесь наркотики в обмен на работу в публичном доме. Обычно обработанные" таким образом узницы гневно покидают притон. Но многие из них затем вынуждены возвращаться за наркотиками в обмен на упомянутую работу.

    Сердобольный друг"

    Друг предлагает парню, от которого ушла любимая девушка и который мучительно переживает разрыв, уколоться и забыться". Действительно, после приема нарковещества трагедия блекнет и забывается, но только до протрезвления. Молодому человеку приходится вновь принимать наркотик, и так до появления состояния зависимости от него.

    Живой товар"

    Случай, родственный японской вербовке. Используется служащими гаремов южных стран. Разница в том, что девушку в состоянии наркотического опьянения увозят из порта европейского города, где она встретилась с незнакомцами, насильно вколовшими ей большую дозу наркотика. В трюме корабля ее и других женщин вывозят за пределы страны. Так, не просыпаясь несколько суток, они оказываются в чужой стране, в гаремах, став пожизненными наркоманками.

    Добрая маменька"

    Привыкание к приему препаратов с наркотическим действием может произойти, если они даются сердобольной мамой болезненному подростку, периодически жалующемуся на функциональные расстройства. Как показывает практика, такое употребление таблеток часто является прелюдией" к потреблению наркотиков.

    Атакован до появления на свет"

    Первое знакомство ребенка с нарковеществами может произойти еще в утробе матери, когда молодая женщина в течение 2 мес. не знает о своей беременности и ведет обычный современный" образ жизни употребляет спиртное, курит сигареты. Иногда, узнав о беременности, женщина прекращает пить и курить, но чаще всего уменьшает дозы. Исследования показывают, что родившиеся у таких матерей дети уже в 10 14 лет проявляют повышенный интерес к никотину и алкоголю.

    Искусственная храбрость"

    Распространен в районах боевых действий, в горячих точках" среди новобранцев. Часто они испытывают страх погибнуть или быть ранеными. Сослуживцы же, особенно дембеля" (т. е. оканчивающие срочную службу), перед боем начинают угощать" анашой. Часто под галлюциногенным кайфом новобранцы стреляют в кого попало, и не всегда в чужих.

    Таким образом, в приобщении к наркомании не так уж много добровольцев. Гораздо чаще это происходит путем обмана или насилия. Даже когда подросток пробует наркотик из собственного любопытства, он приходит к этому стремлению не сам, а в результате умышленной психологической обработки, вызывающей это любопытство.

    Вольно или невольно процессу помогают средства массовой информации: телевидение берет интервью у индивидов, которые все пробовали", а теперь якобы завязали". Тем самым у подростков подсознательно складывается мнение, что попробовать наркотик не грех и не опасно, ведь живут же нормально те, кого показывали". Иллюзия безвредности пробования наркотиков поддерживается теми, кто обладает нервной системой сильного типа и не имеет отягощенной наркотиками наследственности, их мозг может дольше устоять против интоксиканта. Поэтому у окружающих создается ложное впечатление о том, что пробы прошли без последствий.

    Но всякое, а тем более неоднократное применение нейротропного средства изменяет нервные клетки. Все нейротропные вещества в большей или меньшей степени биологически агрессивны и вторгаются в биополе нервной клетки. Применять вещества таким образом значит испытывать судьбу, заглядывать в потусторонний мир наркомании. Скорость формирования наркозависимости определяется не только дозой, но и суммарным количеством наркотика, воздействие которого претерпел мозг в течение курса применения этого вещества.

    Подростка, не обладающего четкой психической установкой на безусловное отвержение наркотиков, сравнительно легко вовлечь в наркоманию. Для этого используются все способы: разжечь любопытство хвастовством, вызвать зависть к опыту первопроходца, снискавшего авторитет бывалого парня; разжечь желание жить чрезвычайной, а не серой" жизнью; использовать явление конформизма, стадного чувства"; припереть к стенке поставить в безвыходное положение перед угрозой утраты большой дружбы или любви (психологический шантаж); незаметно подсыпать наркотик в еду или напиток и, наконец, в крайнем случае, насильно посадить на иглу", на цепь наркотической зависимости.

    Регулярное курение марихуаны ведет к шизофрении

    Люди, регулярно употребляющие марихуану, подвергают себя повышенному риску развития заболеваний нервной системы в зрелом возрасте. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного британскими учеными.

    Согласно данным доклада, сделанного профессором Лондонского института психиатрии Робертом Мюрреем на ежегодной конференции королевской коллегии по психиатрии в Эдинбурге, для людей, регулярно употребляющих марихуану, риск возникновения серьезного психического расстройства или заболевания возрастает в семь раз. "Ряд исследований, проведенных в последние 18 месяцев, показал, что длительное употребление марихуаны влечет риск заболевания шизофренией", - сказал Мюррей. По его словам, исследования проводились в Швеции, Голландии и Новой Зеландии. Было выявлено, сказал он, что особый вред этот наркотик причи¬няет людям, уже имеющим незначительные расстройства психики. В последнее время в Великобритании наблюдается рост общественного и научного интереса к проблеме легких наркотиков. Это связано с тем, что в следующем году правительство намерено принять закон, относящий марихуану и ее производные из наркотических средств класса В к классу С. Как сообщили в министерстве внутренних дел Великобритании, на практике это будет означать, что люди, уличенные в хранении небольших количеств этого препарата, смогут отделаться конфискацией наркотика и выговором или предупреждением

    Стандарты первичной профилактики зависимости

    Базовая модель и стандарты первичной профилактикизависимости от психоактивных веществ (Ю. Валентик )

    Базовая модель первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) должна быть реализована на региональном (местном) уровне с учетом его специфики, но на основе единых стандартов профилактики, поддерживаемых федеральным центром.

    Региональный (местный) компонент включает следующие составляющие:

    1. Ведущаяся собственными силами профилактическая деятельность, то есть, опыт успешных оригинальных профилактических разработок.

    2. Учет специфики региональных (местных) условий (климато-географических, демографических, социально-экономических, культуральных).

    3. Кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность.

    4. Предшествующие позитивный и негативный опыт профилактической работы, установки и ожидания в обществе и в целевых группах.

    Федеральный компонент задает стандарт профилактической деятельности на основе следующих принципов:

    - координация профилактической работы в регионе специальной координационной группой, придерживающейся федеральных стандартов профилактики;

    - системная и дифференцированная работа со всеми контингентами (не имеющими опыта приема ПАВ, экспериментаторами", проблемными потребителями ПАВ) и во всех сферах профилактической деятельности, с охватом всех основных значимых других лиц;

    - сочетание инициирующих и поддерживающих профилактических интервенций;

    - обучающие циклы ( тренинг тренеров", равные - равным");

    - саморазвитие и формирование актива во всех целевых группах;

    - циклическое расширение охвата;

    - оценка (мониторинг) ситуации и мониторинг эффективности профилактической программ.

    Первоочередная задача профилактики - работа с подростковым контингентом, так как именно в этом возрасте происходит массовое вовлечение в употребление ПАВ. Федеральные стандарты первичной профилактики зависимости от ПАВ осуществляются во всех основных сферах жизнедеятельности учащихся и должны включать следующие компоненты:

    1. Учащиеся

    1.1. Предоставление информации

    1.1.1. О себе (потребностная характеристика).

    1.1.2. О ПАВ.

    1.2. Тренинг умений. Умения распознавать и удовлетворять собственные потребности.

    1.2.1. Тренинг ассертивности.

    1.2.2. Работа с агрессией.

    1.3.Тренинг коммуникативных умений.

    1.3.1. Базовые навыки общения.

    1.3.2. Навыки общения со значимыми другими лицами (ЗДЛ).

    1.4. Навыки совладания.

    1.4.1. Психическая саморегуляция.

    1.4.2. Проблемно-ориентированная психотерапия.

    1.5. Дифференциация и санация.

    1.6. Формирование актива.

    2. Педагоги

    2.1. Предоставление информации.

    2.1.1. О себе (потребностная характеристика).

    2.1.2. Об учащихся (потребностная характеристика).

    2.1.3. О ПАВ.

    2.3.Тренинг коммуникативных умений.

    2.3.1. Тренинг профессионального общения.

    2.4. Навыки совладания.

    2.4.1. Психическая саморегуляция.

    2.4.2. Проблемно-ориентированная психотерапия.

    2.5. Коррекция синдрома выгорания".

    2.6. Дифференциация и санация.

    1.6. Формирование актива.

    3. Родители.

    3.1. Предоставление информации.

    3.1.1. О семье.

    3.1.2. О ПАВ.

    3.2. Семейное консультирование.

    3.2.1. Тренинг родительско-родительских отношений.

    3.2.2. Тренинг родительско-детских отношений.

    3.3. Дифференциация и санация.

    1.6. Формирование актива.

    4. Досуговые лидеры и иные ЗДЛ.

    4.1.Образование контактных зон с возможностью консультирования и получения информации.

    4.2. Стимуляция разрядочных видов деятельности.

    4.3. Контроль проПАВных" видов деятельности.

    4.4. Развитие контрПАВных" видов деятельности.

    4.5. Развитие волонтерского движения.

    4.6. Работа с лидерами.

    1.6. Формирование актива.

    2.4. Анализ подходов и программ профилактики подростковых аддикций. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

    В связи с эпидемиологической ситуацией распространения наркомании и других форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и программы профилактики, определяющие цели и основные направления профилактической работы. Публикуются авторские программы предупреждения наркотизма среди подростков и молодежи.

    В литературе, посвященной проблеме девиантности, можно выделить несколько основных подходов к определению риска формирования и коррекции девиантного поведения у детей и подростков.

    1. Наркологический подход рассматривает в качестве основных признаков риска формирования зависимых форм поведения (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания) злоупотребление психоактивными веществами и наследственную отягощенность наркологическим и психическим заболеваниями.
    2. Педагогический подход объясняет риск формирования девиантного поведения вредными привычками, педагогической запущенностью, воспитанием в социально неблагополучных семьях.
    3. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы поведения (азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы, участие в асоциальных детских и подростковых группах).
    4. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям (неврозы, психопатии, депрессии, органические патологии мозга).
    5. Психологический подход изучает факторы и условия формирования девиантного поведения у детей и подростков.

    Основная задача профилактики по мнению американских ученых Кесслера и Олби ( Kessler and Albee , 1975) состоит в том, чтобы снизить вероятность возникновения эмоциональных проблем в принципе. Они выделили четыре возможных пути достижения этой цели:

    •  улучшить систему детского воспитания;

    •  уменьшить вероятность возникновения стрессовых ситуаций;

    •  способствовать общению людей друг с другом;

    •  способствовать повышению их самооценки.

    Т.Глинн сформировал основные положения школьной профилактической программы:

    1. мероприятия должны длиться не менее двух лет по пять занятий в каждом 6-8 классе;
    2. программа должна привлекать внимание к социальным воздействиям, обучать методикам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения;
    3. программа должна быть составной частью школьного обучения;
    4. программа должна активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям;
    5. поощрять вовлечение родителей к мероприятиям программы;
    6. программу должны вести компетентные учителя;
    7. необходимо учитывать культурные особенности популяции.

    В эволюции взглядов на программы профилактики формирования аддиктивного поведения (табакокурения) Александров А.А., Александрова В.Ю. описывают следующие этапы.

     

    •  Информационные программы . Основная цель – информирование подростков, родителей, учителей, общественности о последствиях употребления психоактивных веществ. Часто рассказывается о наркотических веществах, их действии на организм человека, качестве и характеристиках удовольствия («кайфа»), которое может быть достигнуто. Информационная модель профилактики часто использует фотографии и плакаты, где изображены физические дефекты человека, принимающего наркотики, а также включающие атрибуты «наркоманского» образа жизни [29, 30] (сигареты, иглы, шприцы, кровь, следы от инъекций, кресты, кладбища и др.)

    Если профилактику в соответствии с информационной моделью осуществляет человек некомпетентный, то информация становится рекламой наркотического вещества и эффектов его действия.

    В настоящее время информационная модель профилактики в чистом виде используется реже, в основном для родителей и учительских коллективов.

    •  Личностно-ориентированные программы , согласно которым ребенок не начнет курить из-за внутреннего побуждения.

    •  Социально - воздействующие программы исходят из необходимости развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить как ему противостоять. В социальном влиянии можно выделить четыре компонента:

    •  информация о негативных социальных эффектах и физиологических следствиях;

    •  сведения о потворствующих курению влияниях сверстников, родителей, средствах массовой информации;

    •  коррекция преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков;

    •  тренировку, ролевые игры, практику в способах преодоления.

    •  Когнитивно – поведенческий подход рассматривает курение как следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; курение есть результат научения.

    •  Модель жизненных умений интегрирует в себе 4 элемента социально - воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения и самоконтролю из когнитивно - поведенческой модели, методы развития независимости и уверенности в себе.

    Стратегию в выборе превентивных мер определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и молодежной политики. Проведенный нами анализ основных концепций (например, концепция программы «Профилактики наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи» на 2000-2004 гг., разработанная Экспертно-консультационным советом при Государственном комитете Российской Федерации по молодежной политике; концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде /концепция комплексной активной профилактики и реабилитации/ – КАПР) и профилактических программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал, что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.

    Мы проанализировали многие авторские программы профилактики аддиктивного поведения. Наиболее известными из них были: программа «За здоровый образ жизни», в частности учебно-практический семинар для старшеклассников «Спасибо. Нет!» (А.Л.Нелидов, 2000); обучающая программа «Ваше здоровье – 2000» (адаптированная В.В.Гульданом, О.Л.Романовой, И.В.Иванни­ко­вой), проблемно-ориентированный курс по социально-психологической адаптации подростков «На пороге нового века: программы, устремленные в будущее» (С.В.Кривцова, М.Н.Достанова, Е.Б.Кнорре, Е.А.Климова и др.); программа «Путешествие во времени» (серия «Жизнь без нароктиков», О.В.Журавлева, С.П.Зуева, М.Н.Ни­жегородова); программа формирования здорового жизненного стиля (Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский); реабилитационная программа «Перекресток» (А.В.Терентьева, О.И.Ивашин, В.В.Москвичев); «Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет (А.В.Соловов).

    Обобщив данные теоретического анализа концепций и программ, можно выделить наиболее общие принципы организации работы с подростками и молодежью, которые предлагают их авторы.

    1. Системность (ориентация на межведомственное взаимодействие).
    2. Дифференцированный подход к различным субъектам профилактики (дети, подростки, молодежь, родители, педагоги и др.).
    3. Профилактика аддиктивного поведения сводится к:

    •  информированию о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;

    •  формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;

    •  формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);

    •  развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);

    •  формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.

    Анализ современных концепций и программ показывает, что профилактика в основном связывается с термином «формирование», т.е. предполагается отсутствие в личности подростка каких-то качеств, недоразвитость навыков, неверные жизненные ориентации и др. Недостаточно уделяется внимание при разработке программ внутреннему миру личности, ценностям и потребностям подростков. Также необходимо отметить, что в программах практически отсутствуют критерии эффективности профилактического воздействия.

    Одно из первых исследований эффективности программ профилактики зависимого поведения было проведено в 1989-1990гг. В.В.Гульданом, О.Л.Романовой, И.В. Иванниковой. Они адаптировали принятую за рубежом обучающую программу, направленную на передачу ребенку суммы необходимых знаний и тренировку операциональных навыков, правильного поведения в ситуациях, когда ребенок сталкивается с наркотиками. Критерием эффективности в реализации программы является сдвиг в знаниях школьников об алкоголе, табаке, наркотической зависимости, правильном поведении в ситуациях, провоцирующих их употребление. С этой целью до и после проведения занятий проводилось тестирование: опросник на определение информированности учащихся и авторская проективная методика, позволяющая анализировать вербальное поведение в ситуациях, провоцирующих употребление пива, вина и курения.

    Больше никаких ссылок и попыток оценить результаты действия программ профилактики в рассмотренной нами литературе мы не встретили. Косвенно критерии эффективности проводимой профилактической работы содержатся в целях и задачах концепций и программ, но они носят скорее медико-социальный, а не психологический характер и сводятся к следующему:

    1. снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
    2. снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующими заболеваниями;
    3. улучшение показателей здоровья (группы здоровья).

    Этот факт не случаен. В настоящее время более или менее четко определены критерии физического здоровья, чего нельзя сказать о психическом и социальном здоровье. Так как многие авторы, разрабатывая концепции и программы профилактики, предлагают формировать у подростков навыки здорового образа жизни, считаем необходим подробнее рассмотреть два важных понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни».

    Несмотря на критику определения здоровья, данного еще в 1948 году в Уставе Всемирной организации здравоохранения, за слабую практическую применимость, другой общеупотребимой трактовки этого понятия пока не предложено.

    Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

    Здоровый образ жизни определяется как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

    П.И. Калью, проведя анализ сущностных признаков здоровья в трудах разных авторов, группировал все их разнообразие в соответствии со следующими моделями определения понятия здоровья [24].

    •  В медицинской модели здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов, при этом упор делается на медицинские признаки и характеристики.

    •  Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Основной акцент делается на природно-биологической сущности человека.

    •  Согласно биосоциальной модели здоровье включает в себя биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при ведущей роли последних.

    •  Ценностно - социальная модель предполагает, что здоровье является для человека ценной, необходимой предпосылкой для полноценной жизни.

    Г.С. Никифоров в своей работе «Психология здоровья» называет наиболее часто встречающиеся в литературе критерии психического и социального здоровья.

     

    здоровье

    нездоровье

    Психические процессы

    •  адекватность психического отражения,

    •  адекватное восприятие самого себя,

    •  способность концентрации на предмете и удержание информации в памяти,

    •  способность к логическому и критическому мышлению,

    •  креативность и др.

    •  неадекватность восприятия самого себя,

    •  нелогичность,

    •  снижение когнитивной активности,

    •  неорганизованность, категоричность (стереотипность) и некритичность мышления,

    •  повышенная внушаемость

    Психические состояния

    •  эмоциональная устойчивость,

    •  зрелость чувств соответственно возрасту,

    •  совладание с негативными эмоциями,

    •  способность радоваться,

    •  сохранность привычного (оптимального) самочувствия

    •  чувственная тупость,

    •  беспричинная злость, враждебность,

    •  ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувст,

    •  повышенная тревожность.

    Свойства личности

    •  оптимизм, доброжелательность,

    •  уравновешенность, самоконтроль,

    •  нравственность, чувство долга,

    •  адекватный уровень притязаний,

    •  уверенность в себе, независимость,

    •  не склонность к лени, воля,

    •  непосредственность (естественность),

    •  чувство юмора,

    •  самоуважение,

    •  адекватная самооценка,

    •  энергичность, активность,

    •  целеустремленность (обретение смысла жизни).

    •  зависимость от вредных привычек,

    •  уход от ответственности от себя,

    •  утрата веры в себя, свои возможности,

    •  неадекватная самооценка,

    •  утрата интереса, любви к близким,

    •  пассивная жизненная позиция,

    •  чрезмерное усиление или ослабление самоконтроля,

    •  неадекватное восприятие мира,

    •  дезадаптивное поведение,

    •  конфликтность, враждебность,

    •  эгоцентричность (жестокость, бессердечность) и др.

     

    Не вызывает сомнений, что с точки зрения государственных Министерств и ведомств, здоровье нации – задача первостепенная; с точки зрения воспитывающего взрослого – очевидная. Однако, подавляющее большинство современных систем обучения и воспитания до сих пор не планируют обучение ребенка с раннего детства способам оценивания состояний собственного тела и психологического состояния. Поэтому в подростковом возрасте, когда воспитывающие взрослые интенсивно начинают «прививать» у подростков навыки здорового образа жизни, последние, не имея адекватного представления о собственном здоровье, лишь формально соглашаются с мнением взрослых о полезности ЗОЖ [16].

    Формированию адекватного отношения к здоровью препятствует целый ряд причин [24].

    •  Здоровый человек (каким в норме является подросток) не замечает своего здоровья , воспринимает его как естественную данность.

    •  Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость , когда оно уже нарушено .

    •  В основе нездорового поведения лежит феномен «нереалистического оптимизма», который развивается из отсутствия личного опыта болезни, веры в то, что, если заболевания нет, то его и не будет в будущем, вера в возможность справиться с болезнью.

    •  Нездоровое поведение приносит сиюминутное удовольствие, а последствия этих поступков кажутся далекими и маловероятными.

    •  Если рекомендации по укреплению и сохранению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают с представлениями человека, то вероятность их выполнения будет невысокой.

    •  Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще отмечается представителями среднего и особенно старшего возраста. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Если они уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей.

    •  Существует эффект задержанной обратной связи: результат от заботы о поддержании здоровья отсрочен во времени. Это одна из главных причин негигиенического поведения людей.

    В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7-8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т.е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10% от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность, семья.

    Очевидно, что многие из факторов ЗОЖ нереально соблюдать в подростковом возрасте. Сама организация учебно-воспитательного процесса существенно осложняет, а иногда делает практически невозможным соблюдение многих правил ЗОЖ, декларируемых взрослыми. Перегруженность учебными предметами, факультативы, подготовительные курсы у выпускников, легкомысленное отношение к урокам физкультуры даже у самих преподавателей и др., препятствует нормальному ритму сон – бодрствование, питания, не говоря уже об удовлетворенности от выполняемой деятельности. Реклама пива и сигарет, создающая иллюзию успешной и взрослой жизни, не способствует отказу от их употребления и т.п.

    При противоречивости выделенных критериев психического и социального здоровья очень сложно оценить эффективность профилактической программы. Тогда возникает вопрос: «В чем же принципиальное отличие программ профилактики аддиктивного поведения от других программ работы с подростками?». Сегодня любая программа, где в целях указывается профилактика вредных привычек, или предупреждение наркомании и др. относятся к типу профилактических, но при этом не обосновываются принципы организации именно профилактики, а также ее ожидаемые результаты.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie