МОУ "СОШ №13" г. Воркуты
Республика Коми, город Воркута, ул. Суворова 25а
  • Школьная служба примирения

    Конфликты в школьной среде. 
    Как помочь ребенку в ситуации конфликта?

    Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
    Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Школа – место, где собираются личности, психологически и морально незрелые,  с разными установками, разными ценностями, идущими из семьи, повлиять на это обстоятельство практически невозможно, поэтому в школе были и будут проблемы конфликтов, но свести их негативное влияние к минимуму – это реально.
    Многие конфликты способны не развить, а разрушить человеческие взаимоотношения, стать источником агрессии, породить целый клубок негативных последствий. Итогом деструктивного столкновения является разрушение отношений, обиды, непонимание. 
    Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Конфликты, разрешенные конструктивно, добавят в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
    Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. 

     

    • соперничество и борьба за лидерство 
    • обман, предательство
    • взаимные оскорбления и сплетни
    • враждебность к любимым ученикам учителя
    • личная неприязнь к человеку, обида
    • симпатия без взаимности
    • борьба за девочку (мальчика)
    • неприязнь «любимчиков» учителей
    • отсутствие взаимопонимания между детьми

    Как же конструктивно решить подобные разногласия?

    • Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Важно понять масштаб конфликта.
       
    • Если вмешательство со стороны взрослых всё же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. При возникновении конфликтной ситуации в школе необходимо разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента;
       
    • Показать ребёнку, что вы готовы помочь (убедиться, что ваш ребёнок втянут в конфликт, понять истинную причину произошедшего с ним). Ни в коем случае не игнорировать происходящее с ребёнком и не пускать всё на самотёк; школа, как и вы, заинтересована, чтобы подобные ситуации не повторялись;
       
    • Сообщить о наличии конфликтной ситуации классному руководителю, учителю или школьному психологу (совместно со школой, учителем искать пути выхода из сложившейся ситуации; без помощи школы не обойтись, вы не сможете быть с вашим ребёнком в школе постоянно). Если учитель не в курсе происходящего, то ваш ребёнок окажется один на один с проблемой;
       
    • Обсудить действия взрослых по нормализации ситуации, решить детально, кто и что будет делать для разрешения конфликта

    Чего делать нельзя

    • думать, что ребёнок должен справляться сам;
       
    • сравнивать проблемы своего подростничества и проблемы своего ребёнка;
       
    • думать, что вмешательство взрослых только усугубит проблему, и дети должны разобраться сами;
    • бездействовать;
       
    • действовать в одиночку, не обращаясь в школу, к классному руководителю;
       
    • встречаться с детьми-обидчиками лично (неважно, где), угрожать, выяснять причины, договариваться о чём-либо. В любой ситуации за разговор без присутствия других взрослых, несёте ответственность Вы, вас могут обвинить в угрозах ребёнку, оказании на него давления, запугивании, вплоть до предъявления обвинения. Все встречи с чужими несовершеннолетними детьми должны происходить при их родителях или при учителе
       
    • обещать своему ребёнку невозможное (например, что вы подобную проблему решите без участия самого ребёнка). Вам придётся делать это вместе с ребёнком, он тоже должен будет внести свой вклад в разрешение конфликта, изменить своё поведение, своё отношение, встречаться и разговаривать с конфликтующей стороной и учителями
       
    • вы вправе писать жалобу в прокуратуру, департамент, уполномоченному по правам ребёнка, но важно понять цель: вы заботитесь в первую очередь о наказании обидчика или о благе своего ребёнка? Жалоба в любую инстанцию не решить проблему вашего ребёнка быстрее, чем вы бы обратились в школу. Таков порядок, установленный законодательством, и в школе администрация всё равно пригласит вас совместно искать пути решения проблем.
       

    Помните!

    • В конфликт может быть втянут любой ребенок! Статистика показывает, что инициаторы конфликта часто тоже становятся жертвами, а группой легче  затравить даже физически сильного и интеллектуального ребенка;
       
    • Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия;
       
    • Чтобы помочь детям в разрешении конфликтов школа и родители должны действовать сообща.
       
    • Взрослым необходимо помочь детям личным примером расти дружелюбными, умеющими разрешать конфликты, уважать себя и других, а значит, быть здоровыми, успешными в обучении, приносить радость школе, семье, обществу.

    Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в детском коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку не комфортно в классе, что у него плохие отношения со сверстниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители могут также обратиться за помощью и к школьному психологу.

    Школьная служба медиации ( видео ролик)

    ШСМ ( ссылка)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie